РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА


РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА
(Religious attitude; religios Einstellung) — психологически установка, сообщаемая тщательным наблюдением за невидимыми силами, почитанием их и личным переживанием по этому поводу.
«Ясно, что под понятием «религия» я не имею в виду вероучение. Верно, однако, что всякое вероучение основывается, с одной стороны, на опыте нуминозного, а с другой — на вере, на преданности, верности, доверии к определенным образом испытанному воздействию нуминозного и к последующим изменениям сознания. Можно сказать, что «религия» — это понятие, обозначающее особую установку сознания, измененного опытом нуминозного» (CW 11, par. 9; АС. с. 134).«Религия есть врожденная инстинктивная установка в человеке. В ней осуществляется наблюдение и уяснение неких невидимых и неконтролируемых человеком факторов. Проявления этой установки можно проследить во всей духовной истории. Ее целью является сохранение психического равновесия: естественный человек имеет столь же естественное знание о пересечениях своего сознания с неподвластными ему факторами» (CW 10, раг.512. Русский перевод: АППН. с. 113—166, а также: В. Одапник. Психология политики». 1995, с. 218).Религиозная установка глубоко отлична от веры, связываемой со специфическим вероучением и вероисповеданием.«Вероучение и вероисповедание — это выражение определенных коллективных убеждений, тогда как религиозное переживание отражает субъективное отношение к неким метафизическим, то есть внемирским факторам. Конфессиональная жизнь осуществляется в мирской среде и, таким образом, является внутримирским делом, в то время как смысл и предназначение религии лежит во взаимотношении между индивидом и Богом (христианство, иудаизм, ислам) либо на пути спасения и освобождения (буддизм).Из этого проистекает теперешняя этика, которая — вне индивидуальной ответственности перед Богом — означает лишь конвенциональную мораль.Являясь не более чем компромиссом с мирской действительностью, вероучения склоняются ко всевозрастающей кодификации своих воззрений и обычаев. Тем самым они настолько овеществляются, что на задний план отходит их подлинно религиозная сущность, а именно живое отношение, непосредственная встреча с внемирским» (CW 10, par. 507).Психологическим носителем Бого-образа в человеке Юнг считал самость. Он полагал, что она действует в роли руководящего принципа личности, отражающего потенциальную целостность индивида, побуждая жизнь к большей состязательности и подтверждению смысла. Почти все, что связывает человека с этими атрибутами, может использоваться как символ самости, но некоторые освященные временем фундаментальные формы, такие, как крест и мандола, признаются коллективным выражением высших религиозных ценностей человека; крест символизирует напряжение между крайними противоположностями, а мандала представляет разрешение этого противостояния. Психологически Юнг приписывал трансцендентной функции задачу связи человека и Бога (личности и ее конечного потенциала) через образование символов.Говоря о своих личных религиозных взглядах, Юнг писал: «Я не верю, но знаю о силе подлинной личностной природы и непреодолимого воздействия. Я называю эту силу Богом» (С. G. Jung. Letters, 1955, vol.2, p. 274).

Словарь по аналитической психологии. — М.: Б&К. . 2002.

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНАЯ УСТАНОВКА" в других словарях:

  • СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ — (лат. sekta образ мыслей, учение) один из типов релит, объединений. С. р. возникает как оппозиц. течение по отношению к тем или иным релит, направлениям. Порожденная клас. противоречиями, она может быть выразителем соц. протеста групп,… …   Атеистический словарь

  • Судебный процесс над «Бхагавад-гитой как она есть» — …   Википедия

  • ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — (лат. fundamentalis лежащий в основании). 1. В широком смысле: установка религиозного сознания на буквалистское истолкование текстов священных книг, неизменность догматики, сочетающаяся с приверженностью к консервативному социально политическому… …   Философская энциклопедия

  • БИБЛИЯ — (от греч. biblía, букв. — книги), собрание древних текстов, канонизированное религиозной традицией в качестве Священного писания («боговдохновенной» книги) иудаистов и христиан. Признаваемая теми и другими часть Б., предшествующая по времени …   Литературный энциклопедический словарь

  • Милосердие (христианство) — Жизнь христианина Христианский портал · ‎ …   Википедия

  • ФАТАЛИЗМ — доктрина или установка, согласно которой все события безвозвратно предопределены. Фатализм религиозная установка, затрагивающая события человеческой жизни. Отличается от детерминизма, направленного на природные события и представляющего собой… …   Философский словарь

  • Стигматизация — (социальная) Стигматизация (религиозная) Установка (психология) психологические аспекты формирования предубеждений …   Википедия

  • Анафема — (семит. «херем» – «отделять», «оставлять исключительно для религиозного употребления»)    заклятие, отлучение. В русском переводе Библии слово «херем» переводится в Ветхом Завете – заклятие, а в Новом Завете – анафема. В самых древних текстах… …   Православие. Словарь-справочник

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Секта — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке …   Википедия